|
|
|
"Умные"
ткани
Холодным шведским зимним днем, когда
на вас варежки или теплые перчатки, вам
вряд ли удастся позвонить с мобильного
телефона. Если же их снять, будет
некомфортно. Не могут ли конструкторы
предложить решение этой проблемы?
Прототип этой конструкции, созданный
Леной Берглин из Шведского текстильного
института, – это лишь один из примеров
использования новых технологий в
текстильной отрасли. Получаются «умные
ткани» – недавно возникший, но быстро
развивающийся сектор текстильного
производства. Что
такое умная ткань
Этот термин относят к отрасли, которая
еще находится в процессе становления. Все
началось с исследований, вызванных
потребностью защитить человеческий
организм в экстремальных условиях –
солдат на поле боя, астронавтов в космосе.
Многие из ранних достижений в этой области
принадлежат Соединенным Штатам, но
сегодня инновативные исследования,
вовлекающие новые технологии в создание
тканей, способных воспринимать изменения
в окружающей среде и реагировать на них,
ведутся по всему миру. Например, благодаря
одежде из умных тканей пациенты больше не
должны быть привязаны к больничной койке:
наблюдение за показателями
жизнедеятельности может вестись по каналу
беспроводной передачи данных. Защитная
одежда для пожарных может передавать на
командный пункт данные о термической
обстановке и задымленности.
В Швеции особая роль в продвижении
самых передовых технологий с
использованием умных тканей в сферу
дизайна принадлежит двум организациям –
лаборатории RE:FORM
Studio
при Институте междисциплинарных
исследований (Interactive
Institute)
в Гётеборге, на юго-западе Швеции, и
Шведскому Институту текстильной
промышленности Университетского колледжа
в Буросе, неподалеку от Гётеборга.
Рассказывает Юхан Редстрём,
руководитель проекта IT
+ Textiles
(«ИТ и текстильные изделия»): «Развитие
дизайна изначально было связано с
появлением новых материалов, благодаря
которым становились возможными и изделия
новых конструкций». По
мнению Редстрёма аналогичные возможности
открываются при соединении
информационных технологий с текстильным
производством. «Мы можем создавать новые
виды объектов, новую эстетику, – говорит
он.
Цель проектов, осуществляемых его
лабораторией, как раз в этом и состоит, и ей
уже на раннем этапе удалось добиться
успеха: несколько прототипов были
отобраны для престижной выставки Wired
NextFest
в США в июне 2005 года, отражающей тенденции
будущего. Энергетические
гардины Подушки
дальней связи
Сдавите подушку в одном месте – и еще
чья-то подушка просияет где-то на другом
конце света. Передача эмоций на расстояние!
– ведь так люди могут выразить, как они
скучают, как думают друг о друге. Ну, а если
обратиться к технологии, то подушки
беспроводной связью подключены к
Интернету, и когда где-то далеко сжимают
одну такую подушку, тончайшие
электролюминисцентные нити, вплетенные в
ткань, заставляют другую подушку
светиться.
Редстрём говорит, что оба проекта –
это своего рода векторы, указывающие, в
каких отраслях умные ткани найдут
наибольшее применение в ближайшем будущем.
«Мне представляется, что в настоящее время
исследования в области умных тканей
сосредочены по большей части на
технических приложениях», – говорит он. Но
это изменится: «Я всерьез думаю, что
имеется огромный потенциал для их
применения в быту, например, в
конструкциях мебели, одежды и многого
другого». Сочетая
теорию с практикой
В Научно-исследовательском центре
Института текстильной промышленности
подход к проблематике, связанной с умными
тканями, преимущественно характеризуется
тем, что Ларс Халлнес, профессор
междисциплинарного дизайна, называет «практически-ориентированными
исследованиями в области дизайна –
сочетанием практической
экспериментальной дизайнерской работы с
теоретическим ее осмыслением». Сотовая
перчатка Лены Берглин – образец такого
исследования. «Разработка такого изделия
создает основу для постановки более общих
научно-исследовательских вопросов», –
говорит Халлнес.
С точки зрения Марион Эллвангер,
профессора текстильного дизайна
Шведского текстильного института, дизайн
с применением умных тканей тогда удачен,
когда он сосредоточен на человеке. «Потребности
человека – в центре наших концептов», –
говорит она. Но это не означает, что все
ограничивается дизайном одежды. «Умные
ткани пригодны не только для того, чтобы
украшать интерьеры и самих себя. Это
многосторонние, прочные и легкие
материалы. Их можно использовать в
качестве альтернативы металлу и камню, в
частности, в строительном деле».
Научно-исследовательский центр
сотрудничает с частным сектором с целью
успешного продвижения исследовательских
проектов на рынок. Однако его дизайнеры не
связывают себя сугубо деловым,
прагматическим образом мышления. Линда
Ворбин, работавшая в проекте по созданию
интерактивной подушки, утверждает, что
потребность в решении практических задач
не должна быть единственным побудительным
мотивом для инноваций. По ее мнению, это бы
ограничило творческие возможности. «Когда
заранее известно, чтó подлежит решению,
я не в состоянии предложить никаких новых
идей», – говорит она. По материалам сайта www.sweden.se |
|
|
|
|
|
|
|